Четверть века перемен?!

16-05-2013

Количественный анализ данных поквартирного опроса жителей Москвы в 1986 году.

 Нам все время говорят, что мир настолько быстро меняется, за ним сложно успевать. С развитием новых технологий жизнь человек погрузилась в информационное общество, которое все сильнее заводит его в свои лабиринты. Доступность информации позволяет принимать более взвешенные решения, делать более объективные выводы. Так ли это? И можем ли мы говорить о сохранении каких-то структурных отношений в обществе?

Ответом на этот вопрос (частично и неоднозначно) выступают результаты социологического исследования, проведенного в январе-декабре 1986 года Институтом социологических исследований АН СССР на тему: «Актуальные международные проблемы».

Информация об исследовании:

— Методом – поквартирный опрос;

— География: Пролетарский, Советский и Ленинский районы Москвы.

— Выборка: многоступенчатая, квотная, объемом 1125 респондентов, 611 женщин, 500 мужчин;

— Руководили: Маринов В.А.,  Токаровский Г.Д..

База данных по данному проекту получена из единого архива экономических и социологических данных.

12 октября 1986 года была проведена встреча между М. Горбачевым и М. Рейгонам в Рейкьявике, после которой социологи провели опрос среди москвичей и получили следующие результаты (рис.1):

Четверть века перемен рис.1

67,8% респондентов были согласны со столь оптекаемой формулировкой вопроса, при этом доля согласия тем выше, чем старше возрастная группа респондентов (взаимосвязь проверялась с помощью Хи-квадрат, подтвердилась при уровне значимости ,000). Изменение взглядов и ценностей с возрастом фиксируется во многих исследованиях, что подтверждается и обыденной логикой.

В наши дни задают другие вопросы по международной политике, используя иные формулировки. Но как вы считаете, если бы был задан похожий вопрос сейчас, какая оказалась бы доля респондентов, выразивших согласие? Не кажется ли Вам обыденным формулировки СМИ  «хотя встреча В.Путина и Б.Обамы не дала конкретных результатов, она все же стала шагом вперед в продвижении к выявлению позиций США и России по важным проблемам»? Если рассматриваемую структуру коммуникации в современном обществе мы можем признать закономерной, то стоит поставить вопрос о динамике изменений отношений между государствами.

Выводы о том, что отношения между государствами могут быть достаточно устойчивыми на протяжении поколений, на мой взгляд, преждевременны (рис.2).

Четверть века перемен рис2

На вышеуказанном диаграмме видно, что 78,6% респондентов на вопрос о причине недостижения конкретных договоренностей выбрали вариант ответа о неуступчивости американской стороны. Ввиду отсутствия данных проведения подобных опросов в наши дни, можно лишь пользоваться косвенными данными. Так, по данным ФОМ 53% россиян считают, что США играет отрицательную роль в мире, и по мнению 54% — это недружественное России государство (ОМНИБУС проводился 9-10 февраля 2013 года, объем выборки 1500 человек).

Следующий график результатов опроса, создает впечатление, что данное исследование современное или методика не соответствует для описания такого рода социальных явлений (рис. 3).

Четверть века перемен рис3

68,8% респондентов ответили, что «отношения по существу не изменились», 14,8% — «отношения изменились в худшую сторону», 16,4% -«отношения изменились в лучшую сторону». Таким образом, распределение ответов показывает современную картину мнений по изменению по тем или иным происходящим политическим процессам в России или на международном уровне. Из результатов опросов наглядно видно, что респонденты в большинстве случаев не замечают каких-либо изменений. Мы часто получаем такие данные в отношении общественно-политических изменений в стране за год, в ходе проведения исследований.

Если бы сегодня мы задавали вопрос населению нашей страны  об изменении международной напряженности в обществе в какую-либо сторону, не думаю, что распределение ответов значимо бы отличалось от мнения советских граждан двадцатисемилетней давности (рис.4).

Четверть века перемен рис4

Рассмотренные нами данные поквартирного опроса жителей трёх районов Москвы в 1986 году показывают структуру отношений и мнений задолго до повального использования Интернета и «гласности». Однако в большинство полученных ответов представляет незначительное отличие от сложившегося сегодня общественного мнения. Из вышеприведенных данных может следовать множество выводов и интерпретаций. На мой взгляд, достаточно обоснованным утверждением выступает тот факт, что помимо динамичного процесса изменения общественного мнения, присутствуют консервативные структуры отношений, которые сложно изменить.

Читать все статьи

Решения

Клиенты

Проекты

Отзывы

company_logo

Опыт сотрудничества в течение 2020 года позволяет нам уверенно рекомендовать вашу организацию в качестве надежного партнера по проведению социологических исследований.

Несмотря на сжатые сроки проектов, качественно и в срок были собраны более 1500 интервью методом телефонного опроса (CATI).

 

Елена Аксенова

Директор

НИИОЗММ ДЗМ

company_logo

Ответственный подход к выбору респондентов, строгое соблюдение условий технического задания, открытость проведения всех процедур сделали взаимодействие с Центром максимально комфортным и эффективным.

Лилия Глазова

Генеральный директор

PR News

company_logo

Сотрудники Центра показали высокий профессионализм в организации и проведении фокус-групп и глубинных интервью, проявили оперативность в проведении онлайн-опроса.

Наталья Живая

Генеральный директор

КРОС.Маркетинг

company_logo

Выражаем благодарность за отличный результат и качественную работу по проведению комплексного социологического исследования в рамках программы «Новое поколение».

Андрей Коваленко

Заместитель начальника Управления по реализации молодежных программ и развитию публичной дипломатии

Россотрудничество

company_logo

Обладатели диплома II степени Национальной премии “ВЫБОР 2019” РАПК, в номинации “Лучший публичный аналитический доклад”.

Оргкомитет премии РАПК

Лауреаты премии РАПК 2019

company_logo

При работе над совместными проектами сотрудники Центра показали качественный результат, высокую компетентность и ответственность.

Олег Клепиков

Генеральный директор

Компания “ПСИХЕЯ”

company_logo

Выражаю благодарность за разработку методики комплексной оценки качества принятия решений и организационной культуры, выполнение работ по сбору информации и подготовку аналитических материалов.

Юрий Бойко

Директор департамента

Департамент территориального развития Ярославской области

company_logo

В ходе реализации проектов возникающие вопросы решаются оперативно,  предоставляется вся необходимая информация о ходе исследований.

Алексей Максимов

Руководитель отдела стратегического маркетинга бренда ZARINA

Компания «Мэлон Фэшн Групп»

company_logo

Выражаем благодарность за качественное предоставление услуг по организации фокус-групп.
Поставленные задачи реализованы на высоком уровне.

Анастасия Степанцова

Бренд менеджер

Компания “Наша Игрушка”

company_logo

На мой взгляд, возможность полагаться на надежного партнера в области исследований – один из ключевых факторов успеха.

Исследовательский центр «ДИСКУРС» предоставляет такую возможность в самой полной мере!

Валерий Чижонков

Генеральный директор

Talent Pulse

company_logo

Сотрудничеством очень довольны, осталось приятное впечатление от взаимодействия, заинтересованы в поддержании долгосрочных партнерских отношений.

Ирина Крутий

Директор

Центр социологических исследований “МИЦАР”

company_logo

Победители Национальной премии “ВЫБОР 2018” Российской ассоциации политических консультантов, в номинации “Лучший публичный аналитический доклад”.

Оргкомитет премии РАПК

Победители премии РАПК 2018

company_logo

С Вашей компанией нас связывает уже несколько исследовательских проектов и все они были выполнены профессионально, ответственно и на высоком уровне.

Александр Харь

Коммерческий директор

MA “MARCS”

Новости