Уж лучше совсем не помышлять об отыскании, каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода…
Р. Декарт
Теория
В социальных исследованиях можно выделить 2 типа сбора данных: опросные и не опросные.
Опросные методы, как качественные так и количественные, строятся на вербальной коммуникации между исследователем и респондентом. Не опросные методы направлены на фиксирование и/или мониторинг совершенных практик.
По другим основаниям исследовательские методы можно разделить на 4 типа:
Классификация основных методов исследования достаточно условна, исследовательская отрасль развивается, появляется много пограничных и авангардных способов исследования.
Представленная структура позволяет систематизировать методы сбора данных. Использование того или иного метода, или же совмещение нескольких, зависит от проблемы, целей и задач исследования. Композиция исследования должна быть оптимальна для получения максимально обоснованных, надежных и релевантных результатов.
Опрос | Наблюдение | Эксперимент | Контент анализ |
---|---|---|---|
Онлайн (CAWI) | Внешнее | Лабораторный | Количественный |
Экспертный | Включенное | Полевой | Качественный |
Поквартирный | Кейс стадии (case-study) | Драматургическое интервью | Большие данные (Big Data) |
Телефонный (CATI) | Тайный покупатель | ||
Уличный | |||
Анкетирование | |||
Социометрия | |||
Интервью | |||
Фокус-группа |