Описание
Опрос один из наиболее распространенных методов сбора социальных данных. Его суть в непосредственном общении исследователя с респондентом по проблеме исследования. Исходя из разных исследовательских парадигм, опрос может выполнять различные задачи. В одном случае с его помощью может формироваться проблемное поле, в другом проверяться рабочая гипотеза. В опросе очень высока роль исследователя, поэтому при анализе полученных данных нужно это учитывать.
Опрос позволяет достаточно эффективно получать информацию по актуальным проблемам общества. Опрос в основном применяется при изучении общественного мнения, исследований предвыборных предпочтений населения, мониторинга различных социальных процессов. При правильной подготовке программы исследования и ее реализации, можно при достаточно не высоких затратах, с помощью данного метода, получить репрезентативный результат. Так новые знания в области статистики и вероятности, позволили перейти от многомиллионных предвыборных опросов к полуторатысячным.
Анализ результатов опроса
Анализ количественных данных опроса происходит с применением математико-статистических методик. Результаты опросов могут быть представлены в виде простого распределения ответов респондентов, а также взаимосвязями между несколькими переменными, например между образованием респондента и его интересом к политическим процессам в стране.
В нашем Центре обработка и анализ количественных данных происходит с помощью компьютерной программы социальной статистики SPSS. Первичная обработка включает чистку массива данных, стандартизацию ответов респондентов, составление и добавление новых переменных. На первом этапе анализа данных используется дескриптивная статистика, кросс-таблицы и графическое представление переменных. Далее в зависимости от поставленных задач исследования, могут применяться:
- кластерный анализ;
- дискриминантый анализ;
- факторный анализ;
- дисперсионный анализ;
- регрессионный и корреляционный анализы;
- многомерный анализ.
Анализ информации полученной качественными методами исследования (например: интервью, фокус-группа) предполагает применение социальных теорий в интерпретации полученных данных, методик герменевтики, логико-смыслового анализа. Интерпретация транскриптов интервью/фокус-групп требует от исследователя высокой профессиональной подготовки, хорошего знания социальных теорий и умения их применять, дисциплинированности и индефферентности в работе с информацией.
Виды опросов
В опросе можно выделить следующие подвиды:
- онлайн опрос
- экспертный опрос
- поквартирный опрос
- телефонный опрос
- уличный опрос
- анкетирование
- социометрия
- интервью