Роли участников фокус-групп

17-10-2014

Роли участников фокус-групп

Существуют различные роли, которые принимают респонденты в фокус-группе. Рассмотрим только наиболее часто встречающиеся из них, а также появившиеся сравнительно недавно. К классическим ролям можно отнести – «Молчунов», «Болтунов», «Экспертов», «Умников», к новоиспеченным – «Ходоков».

Молчуны и Болтуны

Традиционные методы и приемы работы с «Молчунами» направлены на то, чтобы их разговорить. Это не всегда верная стратегия. Порой полезнее до поры до времени, оставить их в покое. Более того, можно получить нежелательные эффекты, например, «феномен эхо», который возникает из-за особой артикуляции внимания к подобному типу респондентов. Так, трехкратное повторение обращения к респонденту через фразу: «Сергей, а что вы, поэтому поводу думаете», — может быть моментально подхвачена и разыграна группой, когда на протяжении дискуссии к нему другие участники обращаются исключительно через нее, тем самым иронически подчеркивая его молчаливость, усугубляя ситуацию, способствуя еще большей замкнутости человека. Описанный эффект не обязательно встречается среди неофитов, только начинающих свой путь, но и у «ветеранов» имеющих большой опыт проведения фокус-группового исследования.

«Молчун» — не всегда психологическая черта человека, и не всегда результат структурного давления группы или определенной установки, например, «на тихий бунт», которая, как правила, возникает из-за не соответствия темы дискуссии ожиданиям респондента или предвзятого отношения к происходящему процессу. На что меньше обращают внимания, так это на то, что данная роль есть внешнее проявление рефлексивности, требующая особой техники работы. Вместо втягивания его в дискуссию, например, эффективнее было бы попросить остаться после фокус-группы, для индивидуальной беседы. Информация, полученная таким способом, зачастую оказывается настоящей находкой для исследователя.

«Болтуны» реагируют на все вопросы и реплики. Почти по любой теме имеют свое мнение и они, как правило, готовы его «непрерывно выражать». Психологи, обычно, советуют ограничивать их активность, не только мягкими, но и жесткими методами, вплоть до исключения из группы, так как они способны нагнетать раздражение среди остальных участников. Однако, во-первых, порой именно «Болтуны» являются носителями ценной информации, неизвестной всем остальным. Они способны культивировать слухи, занимать провоцирующую позицию, которая, во-вторых, является стимулом (поводом) для реакции других респондентов. Поэтому их место в групповой динамике может оказаться значительной. Они незаменимы (за исключением некоторых случаев) на начальных этапах фокус-группы и часто деструктивны на последующих.

Ходоки

Роль «Ходоки», появилась сравнительно недавно и связана с ростом рынка проведения фокус-групповых исследований в маркетинге и социологии. А именно как результат «сращивания» функции поиска и отбора участников с материальной заинтересованностью последних, выражающиеся в создании базы данных исследовательскими центрами и агентами специализирующимися только на функции подбора. Таким образом, фокус-группа сегодня, это заработок не только для тех, кто проводит их, но и тех, кто в них участвует.

«Ходоков» сложно выявить по каким-то явно выраженным признакам. Как правило, они держаться уверено, говорят не мало, но и не много, стараются не спорить, сами порой выступают инициаторами высказываний по поводу заданных модератором вопросов и сделанных респондентами реплик, им не свойственно закрываться, но и не проявляют чрезмерную активность. У них складывается скорее игровое отношение к фокус-группе. «Правила игры» «Ходокам» хорошо известны, т.е. они «знают, как надо» себя вести в группе. Их главная цель отыграть свою роль.

Это одна из немногих ролей, с которой «удобно» работать модератору. Однако существует ряд недостатков, которые связанны с тем, что, во-первых, ими занижается значимость собственного мнения, главное что-нибудь сказать, неважно что, то есть говорение, ради говорения. Во-вторых, отсутствует заинтересованность в аргументированной защите своей позиции, поэтому, если, возникнет необходимость поднять градус дискуссии, то не стоит опираться на данную роль, для этих целей лучше подойдут «Спорщики».

Умники и Эксперты

Если «Эксперты» это те, кто хорошо разбираются и имеют отношение к обсуждаемой теме, то «Умники», наоборот относятся к тем, кто мало в чем разбирается, но создает только видимость компетентного человека. Причем такая иллюзия в редких случаях создается сознательно, скорее они это делают нерефлексивно. Условно можно выделить два типа «Умников» в зависимости от того высказываются ли они в отношении 1) содержания дискуссии или 2) методики проведения исследования. В первом случае, их внимание обращено на темы и реплики модератора и других участников. При этом, как правило,  используют в оборотах научные слова, часто не понимая их смысловой нагрузки, теряют нить рассуждения и путаются, порой высказывания становятся растянутыми, из-за желания сделать их правильными с грамматической точки зрения, им свойственно также не соглашаться, однако, не приводят доводы в поддержку своей позиции, оставаясь на уровне мнений. Во втором случае «Умники» вместо ответов на вопросы могут придираться к их формулировкам, высказывать скепсис по поводу метода исследования, надежности полученных результатов и их использования, либо вообще проявлять недоверие в отношении социологических исследований.

Ниже приведен пример общения с «Умником», взятый из реальной практики.

М: Как вы в целом оцениваете эффективность деятельности Правительства России?

Ж: Что значит в целом? Это не корректный вопрос, понимаете! Политика это одно, экономика другое, культура третье, социалка совсем другое.

М: Хорошо, оцените как Вам удобнее.

Ж: Ну, экономическое состояние — упадок, в политике — бардак, про социалку вообще молчу. В общем неудовлетворительно.

М: То есть в целом деятельность правительства оцениваете неудовлетворительно?

Ж: Да можно так сказать.

 Авторитет «Эксперта» иногда способен препятствовать формированию свободной живой дискуссии. Особенно часто это происходит, когда группа негомогенна. Что приводит к доминированию одной роли при одновременном подавлении остальных. В подобном случае с одной стороны советуют контролировать их доступ к слову (например, избегая визуального контакта, ограничивая количество реплик, создавая временную (на круг) «изоляцию» и т.д.). С другой стороны призывают других участников к более активному поведению. На наш взгляд, в зависимости от целей и задач исследования, вместо борьбы с данной ролью следует также применять методики сотрудничества. Одной из таких методик является «смещение ролей», когда основная роль заменяется или дополняется другими. В нашем случае роль «Эксперта» может быть переведена или дополнена, например, нормой со-модератора, в рамках которой он помогает вести группу через постановку «компетентных» вопросов, или «временного лектора», здесь он выступает в качестве ресурса, источника информации. Либо дополнить ролью рефлексивного наблюдатель или конструктивного критика, когда периодически вбрасываются в обсуждение темы (реплики, вопросы) способные перевести дискуссию на качественно иной уровень.

Конечно, смещение ролей зависит от способности оценить ситуацию в группе, от умения рассмотреть индивидуальные особенности респондентов и от наличия навыков работы с ними у самого модератора.

 Совмещение ролей

 Часто один и тот же человек в группе может принимать разные роли. Например, респондент, изначально «приглашенный» на роль «Эксперта», способен занять позицию «Молчуна» в качестве тихой провокации, если обсуждаемые вопросы в группе ему покажутся неинтересными и тривиальными. Но он же через минуту может агрессивно включиться  в дискуссию, отстаивая свою точку зрения («Спорщик»), если в процессе обсуждения чья-то реплика покажется ему проявлением невежества, а профессиональный долг не позволит оставить ее без внимания.

С нашей точки зрения групповая динамика представляет собой динамику ролей. Где задача модератора заключается в искусстве прочтения и выстраивания из них эффективные комбинации.

Читать все статьи

Решения

Клиенты

Проекты

Отзывы

company_logo

Опыт сотрудничества в течение 2020 года позволяет нам уверенно рекомендовать вашу организацию в качестве надежного партнера по проведению социологических исследований.

Несмотря на сжатые сроки проектов, качественно и в срок были собраны более 1500 интервью методом телефонного опроса (CATI).

 

Елена Аксенова

Директор

НИИОЗММ ДЗМ

company_logo

Ответственный подход к выбору респондентов, строгое соблюдение условий технического задания, открытость проведения всех процедур сделали взаимодействие с Центром максимально комфортным и эффективным.

Лилия Глазова

Генеральный директор

PR News

company_logo

Сотрудники Центра показали высокий профессионализм в организации и проведении фокус-групп и глубинных интервью, проявили оперативность в проведении онлайн-опроса.

Наталья Живая

Генеральный директор

КРОС.Маркетинг

company_logo

Выражаем благодарность за отличный результат и качественную работу по проведению комплексного социологического исследования в рамках программы «Новое поколение».

Андрей Коваленко

Заместитель начальника Управления по реализации молодежных программ и развитию публичной дипломатии

Россотрудничество

company_logo

Обладатели диплома II степени Национальной премии “ВЫБОР 2019” РАПК, в номинации “Лучший публичный аналитический доклад”.

Оргкомитет премии РАПК

Лауреаты премии РАПК 2019

company_logo

При работе над совместными проектами сотрудники Центра показали качественный результат, высокую компетентность и ответственность.

Олег Клепиков

Генеральный директор

Компания “ПСИХЕЯ”

company_logo

Выражаю благодарность за разработку методики комплексной оценки качества принятия решений и организационной культуры, выполнение работ по сбору информации и подготовку аналитических материалов.

Юрий Бойко

Директор департамента

Департамент территориального развития Ярославской области

company_logo

В ходе реализации проектов возникающие вопросы решаются оперативно,  предоставляется вся необходимая информация о ходе исследований.

Алексей Максимов

Руководитель отдела стратегического маркетинга бренда ZARINA

Компания «Мэлон Фэшн Групп»

company_logo

Выражаем благодарность за качественное предоставление услуг по организации фокус-групп.
Поставленные задачи реализованы на высоком уровне.

Анастасия Степанцова

Бренд менеджер

Компания “Наша Игрушка”

company_logo

На мой взгляд, возможность полагаться на надежного партнера в области исследований – один из ключевых факторов успеха.

Исследовательский центр «ДИСКУРС» предоставляет такую возможность в самой полной мере!

Валерий Чижонков

Генеральный директор

Talent Pulse

company_logo

Сотрудничеством очень довольны, осталось приятное впечатление от взаимодействия, заинтересованы в поддержании долгосрочных партнерских отношений.

Ирина Крутий

Директор

Центр социологических исследований “МИЦАР”

company_logo

Победители Национальной премии “ВЫБОР 2018” Российской ассоциации политических консультантов, в номинации “Лучший публичный аналитический доклад”.

Оргкомитет премии РАПК

Победители премии РАПК 2018

company_logo

С Вашей компанией нас связывает уже несколько исследовательских проектов и все они были выполнены профессионально, ответственно и на высоком уровне.

Александр Харь

Коммерческий директор

MA “MARCS”

Новости