Опрос на планшетах – обзор возможностей и ограничений.

2017-03-11

Сегодня все чаще при проведении массовых опросов населения используются мобильные устройства (планшетные компьютеры, смартфоны) взамен бумажным анкетам. Также как когда-то обычные ПК и профильные программы (SPSS, CATI и т.д.) открыли новые возможности и упростили труд социологов, улучшив качество обработки данных, планшеты изменяют уже ставшие традиционными процедуры исследовательской работы.

Вспомним кратко цепочку действий в схеме сбора и обработки информации (мы говорим о количественных исследованиях). Напомним, что, как правило, минимальный состав исследовательской команды включает интервьюеров, контролеров, кодировщиков (перекодирующие данные с бумажных анкет в электронный вид), аналитиков. Итак, после того как ответы респондентов с бумажных анкет переносятся в базу SPSS (реже в EXCEL), аналитик проводит первичную обработку данных, их проверку, перекодировку. В зависимости от объема выборки, сложности анкеты и качества первичных данных – это в большинстве случаев трудоемкий по затратам времени и сил процесс. После первичной обработки на дальнейшую работу с данными, подготовку качественной аналитики у исследователя остается меньше энергии (если работу первичной обработки данных и подготовки результатов делает один человек), а во многих проектах начинают поджимать сроки сдачи результатов.

При заполнении анкет на планшетах сокращается работа «полевого» контроля, из процесса исключаются работа кодировщиков. Наиболее важное при этом преимущество – нивелируется человеческий фактор, связанный с вводам данных анкет в SPSS, исчезают ошибки при переносе ответов из анкет. Информация с планшетов сразу поступают в базу SPSS, что дает возможность оперативно приступать к ее обработке и анализу.

Функция аудиозаписи интервью позволяет контролировать качество работы интервьюеров. Вместо обзвона 15% – 25% респондентов, надежнее прослушать часть записей интервью, тем сам проверяется факт их реального проведения и правильность заполнения анкеты. Это можно сделать в любое время дня, без стремления дозвониться до респондентов, которые иногда неодобрительно реагируют на подобное беспокойства или дают заведомо неправильные телефонные номера. После этого при необходимости можно скорректировать работу интервьюеров или внести изменения в анкету (на стадии ее апробации). Кроме того база аудиозаписей интервью может в дальнейшем служить основанием для дополнительного анализа информации, если возникнут вопросы по распределению ответов.

Следующим важным «плюсом» использования планшетов является определение геолокации при заполнении анкет. Это также дает возможность дистанционно контролировать работу интервьюеров, что влияет на прозрачность процедуры «полевого» этапа и достоверность полученных данных.

Перечислив наиболее важные преимущества использования планшетов в опросах, стоит обозначить некоторые трудности и недостатки, которые имеют место.

Обычно использование мобильных устройств увеличивает длительность опроса (сложнее печатать ответы на открытые вопросы, особенно это проблематично для возрастных интервьюеров). Как следствие, в некоторых случаях возрастает оплата труда интервьюеров.  Однако молодые люди быстро привыкают к работе на планшете, поэтому для них длительность интервью не является проблемой.

К недостаткам использования планшетов относится и их ограниченность работы по времени, дороговизна, относительно быстрый износ оборудования. Из нашего опыта проведения исследовательских проектов замечено, что дешевые планшеты без подзарядки в среднем работали около 4 часов, некоторые 6 часов.  К тому же наблюдались дефекты работы сенсорных экранов. Планшеты высокого качества, стоимость которых была в разы выше дешевых, использовались на опросе до 10 часов без подзарядки, что, безусловно, было очень удобно. Однако неаккуратное пользование  планшетными компьютерами приводило к их порче, трещинам на экране. Были случаи, когда устройства разбивались. Быстрый износ данного оборудования остается удорожающим фактором исследования.

При проведении опросов с помощью электронных устройств следует учитывать наличие возможности подключения к Интернету. При отправке заполненных анкет в режиме «онлайн» потребуются планшеты с 3G и наличие мобильной связи в месте опроса. Аудиофайлы достаточно объемны, поэтому оперативно их передать сложно – должен быть Wi-Fi с быстрым Интернетом. В большинстве исследований оперативно получать данные заполненных анкет нет необходимости, поэтому каждый вечер после проведения опроса их можно скачивать,   подключившись к Интернету.

Иногда все же бумажные анкеты эффективны при массовом анкетировании, когда респонденты самостоятельно заполняют анкеты. Это экономит время самого интервью и в разы дешевле.

Когда-то популярным способом сбора данных была отправка анкет по почте, сейчас этот метод никто не использует. Развитие технологий позволяет уверенно говорить о том, что на смену бумажным анкетам приходят мобильные электронные устройства. Использование планшетов при проведении количественных опросов выводят качество сбора информации на новый уровень, что позволяет повышать достоверность результатов, делать исследовательскую работу более открытой. Подобные изменения не могут ни радовать, т.к. за окном XXI век, время технологий, а значит и прикладные исследования развиваются, идя в ногу со временем!

Консультация

Если Вы хотите получить бесплатную консультацию, более подробно узнать о стоимости планшетного опроса, применении метода, звоните +7(499) 705-15-19  / пишите: info@c-discurs.ru, info@c-dsc.ru.

Узнать о стоимости или заказать исследование можно здесь

Проекты выполненные с помощью планшетного опроса:

Оценка социально-политической ситуации в Центральном регионе

Оценка общественно-политической ситуации в Приморском крае

Экзит-полл 13 сентября 2015 года в одном из районов Приморского края

Покупательское поведение при выборе специй в супермаркете

Оценка социально-политической ситуации в Приморском крае

Читать все статьи

Клиенты

Отзывы

company_logo

Сотрудники Центра показали высокий профессионализм в организации и проведении фокус-групп и глубинных интервью, проявили оперативность в проведении онлайн-опроса.

Наталья Живая

Генеральный директор

КРОС.Маркетинг

company_logo

Выражаем благодарность за отличный результат и качественную работу по проведению комплексного социологического исследования в рамках программы “Новое поколение”.

Андрей Коваленко

Заместитель начальника Управления по реализации молодежных программ и развитию публичной дипломатии

Россотрудничество

company_logo

Обладатели диплома II степени Национальной премии “ВЫБОР 2019” РАПК, в номинации “Лучший публичный аналитический доклад”.

Оргкомитет премии РАПК

Лауреаты премии РАПК 2019

company_logo

При работе над совместными проектами сотрудники Центра показали качественный результат, высокую компетентность и ответственность.

Олег Клепиков

Генеральный директор

Компания “ПСИХЕЯ”

company_logo

Выражаю благодарность за разработку методики комплексной оценки качества принятия решений и организационной культуры, выполнение работ по сбору информации и подготовку аналитических материалов.

Юрий Бойко

Директор департамента

Департамент территориального развития Ярославской области

company_logo

В ходе реализации проектов возникающие вопросы решаются оперативно,  предоставляется вся необходимая информация о ходе исследований.

Алексей Максимов

Руководитель отдела стратегического маркетинга бренда ZARINA

Компания «Мэлон Фэшн Групп»

company_logo

Выражаем благодарность за качественное предоставление услуг по организации фокус-групп.
Поставленные задачи реализованы на высоком уровне.

Анастасия Степанцова

Бренд менеджер

Компания “Наша Игрушка”

company_logo

На мой взгляд, возможность полагаться на надежного партнера в области исследований – один из ключевых факторов успеха.

Исследовательский центр «ДИСКУРС» предоставляет такую возможность в самой полной мере!

Валерий Чижонков

Генеральный директор

Talent Pulse

company_logo

Сотрудничеством очень довольны, осталось приятное впечатление от взаимодействия, заинтересованы в поддержании долгосрочных партнерских отношений.

Ирина Крутий

Директор

Центр социологических исследований “МИЦАР”

company_logo

С Вашей компанией нас связывает уже несколько исследовательских проектов и все они были выполнены профессионально, ответственно и на высоком уровне.

Александр Харь

Коммерческий директор

MA “MARCS”

company_logo

Победители Национальной премии “ВЫБОР 2018” Российской ассоциации политических консультантов, в номинации “Лучший публичный аналитический доклад”.

Оргкомитет премии РАПК

Победители премии РАПК 2018