Количественный анализ данных поквартирного опроса жителей Москвы в 1986 году.
Нам все время говорят, что мир настолько быстро меняется, за ним сложно успевать. С развитием новых технологий жизнь человек погрузилась в информационное общество, которое все сильнее заводит его в свои лабиринты. Доступность информации позволяет принимать более взвешенные решения, делать более объективные выводы. Так ли это? И можем ли мы говорить о сохранении каких-то структурных отношений в обществе?
Ответом на этот вопрос (частично и неоднозначно) выступают результаты социологического исследования, проведенного в январе-декабре 1986 года Институтом социологических исследований АН СССР на тему: «Актуальные международные проблемы».
Информация об исследовании:
— Методом – поквартирный опрос;
— География: Пролетарский, Советский и Ленинский районы Москвы.
— Выборка: многоступенчатая, квотная, объемом 1125 респондентов, 611 женщин, 500 мужчин;
— Руководили: Маринов В.А., Токаровский Г.Д..
База данных по данному проекту получена из единого архива экономических и социологических данных.
12 октября 1986 года была проведена встреча между М. Горбачевым и М. Рейгонам в Рейкьявике, после которой социологи провели опрос среди москвичей и получили следующие результаты (рис.1):
67,8% респондентов были согласны со столь оптекаемой формулировкой вопроса, при этом доля согласия тем выше, чем старше возрастная группа респондентов (взаимосвязь проверялась с помощью Хи-квадрат, подтвердилась при уровне значимости ,000). Изменение взглядов и ценностей с возрастом фиксируется во многих исследованиях, что подтверждается и обыденной логикой.
В наши дни задают другие вопросы по международной политике, используя иные формулировки. Но как вы считаете, если бы был задан похожий вопрос сейчас, какая оказалась бы доля респондентов, выразивших согласие? Не кажется ли Вам обыденным формулировки СМИ «хотя встреча В.Путина и Б.Обамы не дала конкретных результатов, она все же стала шагом вперед в продвижении к выявлению позиций США и России по важным проблемам»? Если рассматриваемую структуру коммуникации в современном обществе мы можем признать закономерной, то стоит поставить вопрос о динамике изменений отношений между государствами.
Выводы о том, что отношения между государствами могут быть достаточно устойчивыми на протяжении поколений, на мой взгляд, преждевременны (рис.2).
На вышеуказанном диаграмме видно, что 78,6% респондентов на вопрос о причине недостижения конкретных договоренностей выбрали вариант ответа о неуступчивости американской стороны. Ввиду отсутствия данных проведения подобных опросов в наши дни, можно лишь пользоваться косвенными данными. Так, по данным ФОМ 53% россиян считают, что США играет отрицательную роль в мире, и по мнению 54% — это недружественное России государство (ОМНИБУС проводился 9-10 февраля 2013 года, объем выборки 1500 человек).
Следующий график результатов опроса, создает впечатление, что данное исследование современное или методика не соответствует для описания такого рода социальных явлений (рис. 3).
68,8% респондентов ответили, что «отношения по существу не изменились», 14,8% — «отношения изменились в худшую сторону», 16,4% -«отношения изменились в лучшую сторону». Таким образом, распределение ответов показывает современную картину мнений по изменению по тем или иным происходящим политическим процессам в России или на международном уровне. Из результатов опросов наглядно видно, что респонденты в большинстве случаев не замечают каких-либо изменений. Мы часто получаем такие данные в отношении общественно-политических изменений в стране за год, в ходе проведения исследований.
Если бы сегодня мы задавали вопрос населению нашей страны об изменении международной напряженности в обществе в какую-либо сторону, не думаю, что распределение ответов значимо бы отличалось от мнения советских граждан двадцатисемилетней давности (рис.4).
Рассмотренные нами данные поквартирного опроса жителей трёх районов Москвы в 1986 году показывают структуру отношений и мнений задолго до повального использования Интернета и «гласности». Однако в большинство полученных ответов представляет незначительное отличие от сложившегося сегодня общественного мнения. Из вышеприведенных данных может следовать множество выводов и интерпретаций. На мой взгляд, достаточно обоснованным утверждением выступает тот факт, что помимо динамичного процесса изменения общественного мнения, присутствуют консервативные структуры отношений, которые сложно изменить.