Руководитель Исследовательского центра «ДИСКУРС» Кузнецов Роман 11 июля 2018 года принял участие в пресс-конференции «Бензиновый обман. Как разбавляют, и кто не доливает», которая прошла в в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей».
Поводом для конференции послужили результаты мониторинга Федерация автовладельцев России (ФАР), проведенного методом «тайного покупателя», согласно которому 76% АЗС не доливают топливо в бензобаки.
Основными тезисами выступления Кузнецова Романа были:
- Отсутствие предоставленной методики и инструментария исследования по проведению «тайного покупателя» и исходного массива данных не дают возможности подтвердить достоверность результатов мониторинга, а так же допустимую погрешность.
- ФАР считали, что при расхождении более 1% между оплаченным и полученным топливом, то эти АЗС вошли в 76%, которые не доливают бензин. Руководитель ФАР Сергей Канаев не сообщил об обоснованности такого подхода, погрешности измерительной емкости, методике перевода веса (измеряли вес) топлива в его объем (т.е. литры), учета влияния температуры, погрешности топливной колонки, влияние человеческого фактора. При этом в своем пресс-релизе авторы «исследования» пишут, что «недолив 1,63% — на уровне погрешности». То есть, с одной стороны, общий недолив считается при расхождении в 1%, но когда речь идет о недоливе ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания) расхождение в 2% при округлении считается допустимым («погрешностью»).
- Представленные результаты мониторинга ФАР не дают оснований для выводов связанных с разделением по категориям АЗС, чем злоупотребили авторы «исследования». Недолив среди федеральных и крупных региональных сетей значимо не отличается от недолива среди мелкосетевых и частных АЗС. Соответственно, не корректно делать выводы о различии.
- Руководитель ФАР Сергей Канаев на пресс-конференции сообщил, что было проверено 150 АЗС, а 34 АЗС «эксперты» отобрали на основании разных брэндов топливных компаний, при этом не уточнив, по какому принципу выбирали среди нескольких АЗС одного брэнда.
«Результаты мониторинга представлены очень грамотно с точки зрения PR- технологий и максимального информационного выстрела. Сотрудники ФАР в презентации мониторинга мимикрировали под пресс-релизы крупных социологических служб, тем самым вызвав доверие у журналистов. Руководитель ФАР не скрывает, что их задача была поставить проблему недолива топлива перед обществом и государством.
К сожалению, такие действия наносят урон исследовательской отрасли и непредвзятости к результатам исследования. Возможно стоит задуматься о лицензировании исследовательской деятельности,» -прокомментировал Кузнецов Роман.