Эксперимент

Описание

Под экспериментом в социальных исследованиях понимается воздействия на условия протекания социального процесса с последующим наблюдением и анализом его изменений.

Фредерик Тейлор вначале ХХ века активно пользовался этим способом получения данных. В своих исследованиях он занимался изучением влияния изменений условий  труда на увеличение производительности рабочего. Сегодня этот метод эффективно применяется в организационной диагностике и маркетинговых исследованиях получивших названия холл-тест.

Разновидности метода:

  • Полевой эксперимент;
  • Лабораторный эксперимент;
  • Драматургическое интервью;
  • Тайный покупатель.

Полевой эксперимент

Социальный эксперимент в полевых условиях учитывает всю многогранность социальной реальности. В результате использования этого подхода причинно-следственные связи определить сложнее, но возможно получить обширное представление об изучаемом явлении.

Полевой эксперимент наиболее эффективен в сравнении изменяемого социального явления с аналогичным неизменяемым. Так, повлияв через увеличение заработной платы и изменение рабочего времени на работу одного трудового подразделения, осуществляется сравнение с аналогичным подразделением, продолжающим работать в привычных условиях.

Полевой эксперимент также применяется для изучения какой-либо социальной нормы или стереотипа. Предположим, нам необходимо узнать уровень нарушения закона о продаже алкоголя несовершеннолетним, в этом случае под наблюдением исследователя подростки должны попытаться купить алкоголь определенное количество раз.

Лабораторный эксперимент

Социальный эксперимент в лабораторных условиях позволяет избавиться от ненужных воздействий на изучаемое событие. Этот подход наиболее эффективен при наличии проработанных рабочих гипотез.  В России лабораторный эксперимент применяется в маркетинговых исследованиях, к примеру, для изучения поведения покупателя при выборе товаров, моделируя обстановку аналогичную супермаркету. Кроме этого, разновидности лабораторного эксперимента применяются в обучении руководящего звена организации посредствам игрового моделирования  ситуаций.

Драматургическое интервью

К эксперименту так же относится «экзотическая» методика  Ирвина Гофмана – драматургическое интервью. Ученый считал,  что люди, вступая в социальные отношения, «одевают маски» и играют определенные роли, в которых стараются казаться лучше, чем на самом деле. Увидеть «истинное лицо» человека возможно, только если отстранить его от комфортных норм поведения посредствам вовлечение в экстраординарные или вызывающие всплеск ответных эмоций ситуации. Для применения драматургического интервью  исследователь должен обладать хорошими театральными навыками  и высокой стрессоустойчивостью. Внешне провокационное поведение исследователя должно совмещаться с неявным наличием у него хорошей наблюдательности.

Тайный покупатель (mystery shopping)

Тайный покупатель – популярный способ проверки качества предоставления услуг и промышленного шпионажа. Основа метода лежит во включенном наблюдении, в контрольную точку под видом «таинственного покупателя» приходит квалифицированный проверяющий. Во время визита он должен быть внимателен к мелочам, наблюдателен и объективен. Главное для «Тайного покупателя» — это конфиденциальность.

Стоит отметить, что перед посещением выбранной точки разрабатывается детальная программа исследования: план, стратегия, анкета наблюдения, легенда для проверяющего и инструктаж. По результатам посещения заполняется анкета и описываются другие примечательные факты во время визита, которые могут иметь непосредственное значение для исследования.

После сбора необходимой информации происходит детальный анализ данных, который заключается в описании наблюдений и аналитике.

Консультация

Если Вы хотите получить бесплатную консультацию, более подробно узнать о стоимости фокус-групп, применении метода, звоните +7(499) 705-15-19 / пишите: info@c-discurs.ruinfo@c-dsc.ru.

Клиенты

Отзывы

company_logo

Сотрудники Центра показали высокий профессионализм в организации и проведении фокус-групп и глубинных интервью, проявили оперативность в проведении онлайн-опроса.

Наталья Живая

Генеральный директор

КРОС.Маркетинг

company_logo

Выражаем благодарность за отличный результат и качественную работу по проведению комплексного социологического исследования в рамках программы “Новое поколение”.

Андрей Коваленко

Заместитель начальника Управления по реализации молодежных программ и развитию публичной дипломатии

Россотрудничество

company_logo

Обладатели диплома II степени Национальной премии “ВЫБОР 2019” РАПК, в номинации “Лучший публичный аналитический доклад”.

Оргкомитет премии РАПК

Лауреаты премии РАПК 2019

company_logo

При работе над совместными проектами сотрудники Центра показали качественный результат, высокую компетентность и ответственность.

Олег Клепиков

Генеральный директор

Компания “ПСИХЕЯ”

company_logo

Выражаю благодарность за разработку методики комплексной оценки качества принятия решений и организационной культуры, выполнение работ по сбору информации и подготовку аналитических материалов.

Юрий Бойко

Директор департамента

Департамент территориального развития Ярославской области

company_logo

В ходе реализации проектов возникающие вопросы решаются оперативно,  предоставляется вся необходимая информация о ходе исследований.

Алексей Максимов

Руководитель отдела стратегического маркетинга бренда ZARINA

Компания «Мэлон Фэшн Групп»

company_logo

Выражаем благодарность за качественное предоставление услуг по организации фокус-групп.
Поставленные задачи реализованы на высоком уровне.

Анастасия Степанцова

Бренд менеджер

Компания “Наша Игрушка”

company_logo

На мой взгляд, возможность полагаться на надежного партнера в области исследований – один из ключевых факторов успеха.

Исследовательский центр «ДИСКУРС» предоставляет такую возможность в самой полной мере!

Валерий Чижонков

Генеральный директор

Talent Pulse

company_logo

Сотрудничеством очень довольны, осталось приятное впечатление от взаимодействия, заинтересованы в поддержании долгосрочных партнерских отношений.

Ирина Крутий

Директор

Центр социологических исследований “МИЦАР”

company_logo

С Вашей компанией нас связывает уже несколько исследовательских проектов и все они были выполнены профессионально, ответственно и на высоком уровне.

Александр Харь

Коммерческий директор

MA “MARCS”

company_logo

Победители Национальной премии “ВЫБОР 2018” Российской ассоциации политических консультантов, в номинации “Лучший публичный аналитический доклад”.

Оргкомитет премии РАПК

Победители премии РАПК 2018