Эксперимент

Описание

Под экспериментом в социальных исследованиях понимается воздействия на условия протекания социального процесса с последующим наблюдением и анализом его изменений.

Фредерик Тейлор вначале ХХ века активно пользовался этим способом получения данных. В своих исследованиях он занимался изучением влияния изменений условий  труда на увеличение производительности рабочего. Сегодня этот метод эффективно применяется в организационной диагностике и маркетинговых исследованиях получивших названия холл-тест.

Разновидности метода:

  • Полевой эксперимент;
  • Лабораторный эксперимент;
  • Драматургическое интервью;
  • Тайный покупатель.

Полевой эксперимент

Социальный эксперимент в полевых условиях учитывает всю многогранность социальной реальности. В результате использования этого подхода причинно-следственные связи определить сложнее, но возможно получить обширное представление об изучаемом явлении.

Полевой эксперимент наиболее эффективен в сравнении изменяемого социального явления с аналогичным неизменяемым. Так, повлияв через увеличение заработной платы и изменение рабочего времени на работу одного трудового подразделения, осуществляется сравнение с аналогичным подразделением, продолжающим работать в привычных условиях.

Полевой эксперимент также применяется для изучения какой-либо социальной нормы или стереотипа. Предположим, нам необходимо узнать уровень нарушения закона о продаже алкоголя несовершеннолетним, в этом случае под наблюдением исследователя подростки должны попытаться купить алкоголь определенное количество раз.

Лабораторный эксперимент

Социальный эксперимент в лабораторных условиях позволяет избавиться от ненужных воздействий на изучаемое событие. Этот подход наиболее эффективен при наличии проработанных рабочих гипотез.  В России лабораторный эксперимент применяется в маркетинговых исследованиях, к примеру, для изучения поведения покупателя при выборе товаров, моделируя обстановку аналогичную супермаркету. Кроме этого, разновидности лабораторного эксперимента применяются в обучении руководящего звена организации посредствам игрового моделирования  ситуаций.

Драматургическое интервью

К эксперименту так же относится «экзотическая» методика  Ирвина Гофмана – драматургическое интервью. Ученый считал,  что люди, вступая в социальные отношения, «одевают маски» и играют определенные роли, в которых стараются казаться лучше, чем на самом деле. Увидеть «истинное лицо» человека возможно, только если отстранить его от комфортных норм поведения посредствам вовлечение в экстраординарные или вызывающие всплеск ответных эмоций ситуации. Для применения драматургического интервью  исследователь должен обладать хорошими театральными навыками  и высокой стрессоустойчивостью. Внешне провокационное поведение исследователя должно совмещаться с неявным наличием у него хорошей наблюдательности.

Тайный покупатель (mystery shopping)

Тайный покупатель – популярный способ проверки качества предоставления услуг и промышленного шпионажа. Основа метода лежит во включенном наблюдении, в контрольную точку под видом «таинственного покупателя» приходит квалифицированный проверяющий. Во время визита он должен быть внимателен к мелочам, наблюдателен и объективен. Главное для «Тайного покупателя» — это конфиденциальность.

Стоит отметить, что перед посещением выбранной точки разрабатывается детальная программа исследования: план, стратегия, анкета наблюдения, легенда для проверяющего и инструктаж. По результатам посещения заполняется анкета и описываются другие примечательные факты во время визита, которые могут иметь непосредственное значение для исследования.

После сбора необходимой информации происходит детальный анализ данных, который заключается в описании наблюдений и аналитике.

Консультация

Если Вы хотите получить бесплатную консультацию, более подробно узнать о стоимости фокус-групп, применении метода, звоните +7 495 790 73 97  / пишите: info@c-discurs.ruinfo@c-dsc.ru.

Узнать о стоимости или заказать исследование можно здесь