Исследовательский центр «ДИСКУРС» совместно с руководством РАПК (Российская ассоциация политических консультантов) инициировали оценку президентской избирательной кампании профессиональным сообществом.
Исследование проводилось с 12 мая по 10 июня 2018 года, по средствам размещения ссылок на онлайн-анкету в двух профессиональных сообществах в социальной сети Facebook: Политтехнологи и Профессиональная Ассоциация Политических Консультантов и Технологов #ПАПКИТ.
В опросе приняли участие 70 специалистов в возрасте от 27 до 66 лет из 28 регионов России.
В ходе исследования специалисты по выборам отвечали на вопросы о наиболее запоминающихся событиях предвыборной кампании, оценки эффективности избирательных кампаний кандидатов, СМИ, мобилизации электората. Были блоки вопросов по личному участию в голосовании и информированность о возможности смены участка.
Данные результаты стоит рассматривать как обобщенное мнение части политтехнологического сообщества России.
Среди наиболее запоминающихся событий президентской избирательной кампании 2018 года 25,7% специалистов выделили события, связанные с Павлом Грудининым (выдвижение, травля в СМИ, уход с дебатов, обещание сбрить усы), обращение Владимира Путина к Федеральному Собранию — 15,7%, дебаты Ксении Собчак (конфликт с В. Жириновским, слезы в студии) — 11,4% респондентов.
Предвыборные баннеры Владимира Путина были самые запоминающиеся по мнению 51% опрошенных, 45,7% отметили баннеры Павла Грудинина.
Большинство респондентов из наиболее запоминающихся видеороликов выбрали предвыборные сюжеты Павла Грудинина (37,1%) и Ксении Собчак (34,3%).
74,3% опрошенных позитивно оценивают информирование избирателей о голосовании. 54,3% положительно оценили компетентность работы участковой избирательной комиссии, 44,3% респондентов — работу центральной избирательной комиссии своих регионов и ЦИК РФ.
По мнению 71% специалистов наиболее эффективную кампанию провел В.В. Путин. 50% респондентов, отметили высокую эффективность избирательной кампании Павла Грудинина. 33% опрошенных, высоко оценили проведение избирательной кампании Ксенией Собчак, ее кампания по уровню эффективности заняла третье место, обойдя Владимира Жириновского.
Все опрошенные женщины низко оценили эффективность кампании Максима Сурайкина, и большинство респонденток дали высокую оценку кампании Ксении Собчак.
Участники исследования отметили следующие наиболее эффективные мероприятия по повышению явки: административная мобилизация — 69%; мобильный избиратель — 61%; проект «Комфортная городская среда»- 51); поквартирный обход сотрудниками УИК/МФЦ – 50%.
57 из 70 (81,4%) респондентов лично голосовали на президентских выборах, из них 82,5% (47 из 57) специалистов проголосовали за кого планировали в начале кампании. При этом 31,3% (5 из 14) молодежи в возрасте 25-37 лет изменили свой выбор.
43,9% (25 из 57) проголосовавших респондентов отдали свой голос В.В. Путину, 14% (8 из 57) проголосовали за П.Н. Грудинина, по 5,3% респондентов (3 из 57) проголосовали за К.А. Собчак и С.Н. Бабурина, соответственно.
Основным мотивом голосования за выбранного кандидата для 43,9% респондентов выступали постоянные убеждения, 36,8% свой выбор делали исходя из тактических соображений, 19,3% проголосовали из-за работы на кандидата (женщины чаще указывали этот критерий, чем мужчины). 26,3% свой выбор мотивировали интересами страны.
97,1% опрошенных специалистов (68 из 70) знали о возможности выбора избирательного участка для голосования. 41,2% (28 из 68) поменяли свой избирательный участок. Чаще это делали молодые специалисты в возрасте 27-35 лет, реже политтехнологи в возрасте 46-55 лет и специалисты, не принимавшие активного участия в избирательной кампании. Политтехнологи в возрасте 56-66 лет чаще других меняли избирательный участок через МФЦ.
65,7% (46 из 70) опрошенных специалистов считают, что прошедшая президентская избирательная кампания никак не повлияет на политическую систему России.
Для 21,4% (15 из 70) респондентов президентская избирательная кампания 2018 года ничем не отличается от кампаний прошлых лет. По мнению 18,6% (13 из 70) специалистов кампания 2018 года отличалась от других мобилизацией избирателей, упором на явку и своей безальтернативностью, неконкурентностью.
Скачать презентацию по результатам исследования https://c-discurs.ru/wp-content/uploads/2018/10/Otsenka-prezidentskoj-kampanii-2018.pdf.