Исследователь Роберт Мертон в 40-е годы 20 века начал проводить фокус-групповые дискуссии, изучая военную пропаганду. По достоинству зарубежные исследователи оценили фокус-группу как метод в 70-е. Тогда была создана и принята ее процедура и методика. Далее мы поговорим о влиянии технологий на процесс проведения фокус-групп. Расскажу, почему при создании фокус-комнаты в нашем Центре мы отказались от одностороннего зеркала взамен плазменной панели.
Что мы представляем, говоря о фокус-группах? Конечно помещение (а точнее специальную фокус-комнату) со столом, желательно приятной глазу округлой формы, и участниками. Однако центральное место в сознании человека, который впервые сталкивается с этим качественным методом исследования, оставляет Его Величество одностороннее зеркало. Именно данный предмет стал уже почти полвека назад «фишкой» фокус-комнат. Что может быть интереснее и в чем-то интригующе, удобно расположиться (чаще всего в темноте) по ту, неизведанную участникам сторону огромного темного экрана, без угрызения совести подсматривать и подслушивать оживленную беседу группы людей. Этакий «Большой брат» маркетинговых и социологических исследований.
Читая любое издание по методике исследований, фокус-группа запомнится уже одной процедурой проведения. Фантазия о том, как небольшая группа ведет дискуссию, всё происходящее записывается на аудио-, видео- носители. При этом некие люди смотрят, обсуждают (порой шутят над незнакомой им группой), находясь за темным стеклом, создаст в вашей голове очень запоминающийся образ, поверьте.
Технологии идут вперед, и если в далекие 70-е мы не могли представить, что в будущем люди смогут наблюдать за тем, как участники обсуждают лозунги новой партии или цвет упаковки парфюма, находясь в любой точке земного шара. Параллельно они могут отправлять модератору сообщения с просьбой подробнее обсудить какую-то тему или задать дополнительные вопросы.
А что же стало с зеркалом? Повлиял ли прогресс на самый таинственный и в прямом смысле громоздкий предмет «классических» фокус-комнат? На удивление многих – да. На место зеркал приходят большие экраны. Для России это еще не распространенная практика. Проанализировав опыт западных социологов и маркетологов, на лицо значительное расширение возможностей и граней фокус-групп благодаря трансляции дискуссий на экран.
В век виртуального пространства становится сложнее представить нашу жизнь без интернета-магазинов, различных удобных приложений для смартфонов и планшетов. Все это становится предметом исследования. Сегодня социологи активно проводят фокус-группы и глубинные интервью, на которых тестируют дизайн и юзабилити сайтов и приложений. Давая задание респонденту пройти регистрацию на новом сайте по оплате услуг мобильной связи на планшете, клиент имеет возможность видеть все действия человека на экране телевизора.
Со временем камеры стали похожи на маленькие коробочки, висящие где-то под потолком, микрофоны практически незаметны, а одностороннее зеркало заменяет плазменная панель на стене соседнего помещения, а иногда и просто проектор. Можно ли сказать, что это повлияло на качество получаемой информации? Безусловно. Зовя на дискуссию о работе местной власти обычных жителей (рабочего, продавца, врача), которые не дают интервью и не произносят речи перед телекамерами, далеко не каждый человек без стеснения будут открытым и искренним в своих высказываниях. А ведь именного к этому часто призывают модераторы в начале фокус-групп, именно благодаря такой информации создается яркая, объемная картина предмета исследования.
Организовывая и проводя ни один десяток фокус-групп, часто слышу от коллег и клиентов, что просидеть в темной комнате с зеркалом во время часто длительных (2,5 – 3 часовых) фокус-групп для некоторых довольно мучительно. Ведь человек, в отличие от ряда прекрасных представителей животного мира, в большей степени существо дневное. Находясь длительное время в темной комнате, способность концентрации ослабевает, появляется чувство сонливости — из-за чего сложнее анализировать ответы участников.
Сегодня фокус-комнаты становятся более мобильными, меньше похожими на лаборатории, открывают новые горизонты для исследовательской работы. Участники перестают быть группой подопытных «за стеклом». Со временем экраны станут еще тоньше, изображение качественнее и, надев 3D очки, мы сможем ощущать абсолютный эффект присутствия на фокус-группе. Что, по моему мнению, является большим плюсом для исследовательской области, которая должна идти в ногу со временем и возможностями, которые открывают современные технологии.