Мы проанализировали опыт проведения онлайн фокус-групп на нескольких проектах в течение периода самоизоляции. Метод резко стал на пике востребованности за столь короткий срок, тем самым привлек к себе внимание для анализа его особенностей. Группы модерировали мы и сторонний специалист.
Некоторые моменты коллеги уже упомянули в своих постах.
Итак, тезисно.
Ключевые возможности и тёмные пятна онлайн фокус-групп:
Сохранение работы и продолжение проектов. Метод онлайн фокус-групп в период самоизоляции стал отличным выходом из ситуации, когда ничего нельзя, но есть Интернет.
Работа в сжатые сроки и с разнообразным охватом по географии.
В группе могут принимать участие респонденты из противоположных концов земного шара. В течение одного дня можно провести дискуссии с разными регионами страны, не выезжая из Москвы.
При этом бюджет на поле естественно экономится.
Даже рекрутинг, при желании, можно сделать самим, без привлечения местных специалистов.
БОльший простор для рекрутинга.
Чрезвычайно удачный метод для привлечения разных по доходу респондентов.
Когда тема исследования охватывает широкую аудиторию, а вознаграждение посредственное. В период самоизоляции состоятельный предприниматель, сидя загородом, с большей вероятностью согласится потратить 2 часа своего времени в зуме, чем ехать куда-то для участие в офлайн фокус-группе.
Онлайн дискуссии привлекательны для аудитории младше 40 лет.
Подросткам тема онлайн во многом сегодня привычнее офлайн участия.
При этом сложно набирать аудиторию 55 плюс. В офлайн пенсионеров, желающих пообщаться, всегда хоть отбавляй, но значительно меньше тех, кто не боится зума, или есть дома тот, кто поможет с ним разобраться.
Скрининг и отсев. Не нашли для себя оптимального способа для знакомства с участниками до ф-г и отсева. Возможно, результативнее модератору предварительно связываться с каждым респондентом по отдельности перед конференцией.
Неоднозначный момент— возможность более детально отследить эмоции респондентов и невербальную коммуникацию в онлайн дискуссиях. Некоторые считают, что ф-г через зум дают в этом плане больше возможностей, но мое мнение, что в целом эмоциональный фон во время онлайн ф-г снижен, групповая динамика, если она и появляется, не сравнится с офлайн.
В онлайн человек тратит значительно больше усилий для получения и обработки информации, прислушиваясь к звуку, всматриваясь в изображение говорящего, часто искажаемые соединением.
Эффект влияния «значимого другого». Респондент будет транслировать усредненное мнение своей семьи на некоторые вопросы в присутствии дома ближнего окружения.
Другие не самые удачные особенности онлайн дискуссий:
В офлайн группе у респондента не сядет телефон, на колени не лезут дети, внуки не скачут за спиной, любимый кот не станет чесать когти о спинку кресла во время ф-г.
Включенные мультики на планшете, телевизор, который смотрят другие члены семьи – все это влияет на внимание и вовлеченность респондентов.
Женщины безотрывно смотрящие на свое изображение на видео при обсуждении здорового образа жизни.
Подключение из машины или со скамейке на улице ( т.к. дома дети) — для полноценного участия в двухчасовой группе не в лучшую сторону отражается на качестве полученной от респондента информации.
Все вышесказанное имеет место несмотря на инструктаж перед участием в группе. Люди такие люди.
В онлайн доступна опция для демонстрации изображений, но нет возможности проведения дегустаций или тактильного восприятие тестируемой продукции.
Некоторые детали организации онлайн фокус-групп, выявленные опытным путём:
— увеличение запаса участников, особенно с возрастной аудиторией;
— параллельно с модератором присутствие админа, который будет следить за подключением, связываться с тем, кто неожиданно «вылетел» из конференции, убирать или ограничивать доступ участников;
— подключение к конференции минимум за 20-30 минут. Это время для проверки связи, оценки подготовленности группы к дискуссии, возможность респондентам освоиться.
— сжатие растянутого гайда, разбивка больших блоков на несколько отдельных вопросов.
Помимо этого, при проведении онлайн фокус-групп имеет место вопрос конфиденциальности информации со стороны респондентов, которые могут вести запись со своих устройств. При обсуждении острых общественно- политических тем можно рассматривать вариант проведение онлайн дискуссий без видео участников и только с аудио записью.
В заключении отмечу, что онлайн фокус-группы стали спасательным кругом в качественных исследованиях во время периода самоизоляции. Безусловно, будет интересно наблюдать за развитием этого метода. Маловероятно, что в ближайшее время онлайн фокус-группы станут прямой заменой классическим дискуссиям, но абсолютно точно войдут в список услуг большинства исследовательских компаний.
Прозрачность проведения всех этапов фокус-групп.
Профессиональные модераторы с опытом работы более 10 лет.
Предоставление аудио-, видеозаписей и расшифровок, онлайн доступа.
Разнообразные форматы фокус-групп.
Выезд по всей территории РФ и в другие страны, проведение в режиме онлайн и офлайн.