Участие в круглом столе “Анализ российского и международного опыта по противодействию абортов и повышению рождаемости” в Государственной Думе Российской Федерации

2016-03-16

Руководитель Центра Кузнецов Роман выступил с докладом на круглом столе “Анализ российского и международного опыта по противодействию абортов и повышению рождаемости”, прошедшем в Государственной думе Российской Федерации 15 марта 2016 года.

Мероприятие проводилось в рамках исполнения гранта «Разработка мер по противодействию абортов и повышению рождаемости»  в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп.

Тема доклада: “Ювенальная юстиция и альтернативные решения”. IMG_1542

Задача ювенальной юстиции – регламентировать семейные отношения по средствам распределения равных прав среди членов семьи и наделить широкими полномочиями социальные службы для контроля семейных отношений. Тем самым ювенальная юстиция уничтожает традиционное представление о семье, подменяя его гражданским договором с «родителем 1», «родителем 2», что уже произошло в некоторых странах.

В этой связи нужно выделить две составляющих ювенальной юстиции:

  • Идеологическая – идея о европейских правах человека, о «свободе» от традиций, национальности, кровно-родственных связей, семьи.
  • Процессуальная – тенденция государства регламентировать все стороны человеческой деятельности по средствам законов, нормативно-правовых актов.

Ювенальная юстиция в России была остановлена Президентом в 2013 году на Всероссийском Родительском Съезде.

Произошла остановка, но не кардинальное изменение ситуации – при смене политического курса две составляющие ювенальной юстиции заработают вновь.

Что происходит с опекой, попечительством, усыновлением в России?

Работают социальные службы, которые занимаются детьми, оставшимися без родителей, трудными подростками, неблагополучными семьями. Именно эти службы лишают родительских прав в случае необходимости, что без ювенальной юстиции это делать гораздо сложнее.

В Норвегии, например, могут лишить родительским прав за донос учителя школы в социальные службы о том, что ребенок пришел с синяком. Такой подход убивает желание заводить детей молодыми семьями.

До закона «Димы Яковлева» бизнес, связанный с усыновлением детей имел промышленные масштабы, особенно по усыновлению детей иностранцами. Мы проводили социологическое исследование, в котором эксперты говорили о том, что «созданы десятки фирм в России по коммерческому усыновлению детей – это называется работорговля».

«К нам обращались мамы, которые рассказывали о том, что приходили из центра защиты детей, органов опеки и говорили «что ж вы так плохо живете, Вы отдайте нам своих девочек, близняшек голубоглазеньких».

Отношения с детьми, с неблагополучными семьями требуют не только формального подхода (в лучшем случае без коррупционной составляющей), но и личной заинтересованности в изменении ситуации. Никому из чиновников на низовом уровне, которые непосредственно общаются с неблагополучными семьями, не ставится задача изменить ситуацию в конкретной семье, главное вовремя зафиксировать “нарушения” и принять соответствующие меры. Такой формальный подход недопустим в отношении семьи и детей, что собственно осознает федеральная власть.

В 2015 году В.В. Путин предложил часть функций государства в социальной сфере передать третьему сектору, НКО. Считаю это вполне логичным, потому в огромном количестве благотворительных и общественных организаций работают люди, которые живут проблемами семьи и болеют всей душой за улучшение ситуации в данной сфере. Часто они на добровольных началах, а не за зарплату, как чиновники, занимаются многодетными семьями, трудными подростками и детьми-сиротами.

На мой взгляд, ряд функций, связанных с трудными подростками, опекунством, неблагополучными семьями, нужно передать церкви. Потому что именно церковь заинтересована в крепких, здоровых семьях. Конечно, возникает много нюансов, организации и финансирования этой деятельности. Возможно, стоит создать НКО, патронируемой РПЦ, финансовые и часть организационных вопросов решить через это НКО с привязкой к Епархиям. Однако при передаче полномочий важно не увлечься регламентированностью, сохранить неформальный подход в выполнении этих задач и избавить от излишних проверок, чтобы 80% времени не тратилось на оформление документов и согласования.

Читать все статьи

Клиенты

Отзывы