Описание
Фокус-группа – это метод получения информации по средствам обсуждения исследовательских вопросов малой группой с участием ведущего (модератора). Фокус-группы проводятся в специально оборудованной комнате для 6-10 человек. Модератор ведет дискуссию по заранее подготовленному гайду (плану). Групповое обсуждение записывается на аудио- и видеоносители. Рядом с фокус-комнатой находится клиентская комната, где в интерактивном режиме можно наблюдать процесс беседы. Стандартное время проведения фокус-групп 1,5-2 часа.
Формы проведения фокус-групп могут отличаться по разным основаниям, например, степенью участия модератора в дискуссии, стилем ведения (от авторитарного до демократичного), структурой коммуникации, применением тестовых методик и т.д. Важное значение на ход дискуссии и результативность использования этого метода оказывает качество разработанного гайда. При проведении фокус-групп сегодня часто используют наглядные средства и раздаточные материалы: флипчарт, проектор, образцы товаров и т.п.
Популярный метод исследования, применение которого достаточно эффективно в различных сферах. Преимущество фокус-групп состоит в том, что предмет социальных взаимодействий заранее известен, и весь процесс обсуждения сконцентрирован именно на нем. Иными словами, фокус-группы представляют гарантированную возможность наблюдать большое число релятивных взаимодействий за малый период времени.
Особенность метода фокус-групп заключается в эффекте, создаваемой ситуацией группового обсуждения. При проведении индивидуального интервью существует чёткое разграничение на интервьюера и интервьюируемого, что может повлиять на качество и глубину получаемой информации. В групповой дискуссии интервьюируемый попадает в ситуацию общения с равными. В подобной группе проще снимаются защитные психологические барьеры, облегчается выражение эмоциональных реакций и быстрее вырабатывается понятный для всех участников язык совместного обсуждения вопросов. Главный эффект группового обсуждения — возможность собрать разные точки зрения по изучаемому вопросу и оценить отношение людей к мнениям, отличным от их собственных.
Перед дискуссией участники могут просматривать ролики рекламы, фрагменты публицистических передач, газетные статьи, макеты листовок и щитов наружной рекламы, а в ходе группового обсуждения — выражать своё отношение и мнение по поводу увиденного. Таким образом, можно проверить правильность выбора концепции и формы рекламных материалов, определить удачные и неудачные элементы рекламы, спрогнозировать влияние ряда последовательно «вбрасываемых» рекламных материалов и т. п.
Применение
Применение фокус-группы как метода исследования очень обширно, поэтому их активно используют в:
— организационной диагностики.
Связаться с нами: +7(495) 790-73-97 / info@c-discurs.ru
Статьи по теме:
Примеры проведения фокус-групп